ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


 

Ко Дню МУЗЫКИ 1 ОКТЯБРЯ

1.Как воздействует музыка на организм человека?

2.В чем заключается целительная сила музыки?

             Какова же роль музыки в жизни каждого человека и общества в целом. Давно уже было доказано, что каждое музыкальное произведение должно выполнять несколько функций. Одной из них стала эстетическая, благодаря которой мелодия передает определенное настроение автора и, чаще всего навязывает его слушателям. Человек с помощью музыки развивает также свои эстетические вкусы и определяет свои духовные ценности.

       Не менее важной функцией музыки является ее познавательная роль. Благодаря изучению музыкальных произведений, человек познает мир вокруг себя. Он одновременно знакомится с выдающимися личностями, историческими этапами, национальными ценностями и традициями. Наконец, тот человек, который занимается творчеством, быстрее развивает свое образное, логическое и абстрактное мышление. Также формируются чувство ритма, воображение, наблюдательность, память и даже мелкая моторика пальцев.

               Музыкотерапия

           В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая -- способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

     В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергии, влияющей на человека. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.  Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.

   Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).

Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

   Игра на струнах лиры вернула здоровье Александру Македонскому.   Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.

     Доказано, что, когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце — яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».

     Знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

       Существует термин «эффект Моцарта», введённый американскими исследователями в начале 90-х годов. Суть его в том, что после 10-минутного прослушивания музыки этого знаменитого композитора повышается скорость решения задач на пространственное мышление. Волшебник Моцарт активизирует умственную деятельность.

       Музыка даже помогает погасить конфликты. Известен случай, часто упоминаемый психологами. Супружеская ссора стремительно вела к разводу, муж и жена отчаянно спорили на кухне. В это время их дочь в комнате заиграла на пианино сонату Гайдна. Супруги умолкли. А потом помирились. Правильно подобранные гармоничные мелодии лечат, успокаивают.

Действие музыки на психику и организм давно подробно изучено. Под скорость, задаваемую музыкой, подстраиваются, прежде всего, такие регулярные ритмы организма, как дыхание, сердцебиение и биотоки мозга.

        Но и гормональная система, кровяное давление и иммунная система также способны испытывать на себе благотворное воздействие правильно подобранной музыки.

  В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.

v    Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.

v     Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей, то под воздействием рэпа оно резко снижается.

v    Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.

v    Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.

v    Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

v    В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.

v    Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ».

v    Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.

v    Музыка помогает снять напряженность во время деловых переговоров.

v     Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал.

v    Во время беременности музыку слушает не только сама мамочка, но и ее малыш, так как музыка расслабляет, снимает напряжение и поднимает настроение.

v    Когда ребенок (плоду 32 недели) слушает музыку, меняется ритм его сердцебиения и двигательная активность.

v    Плачущий ребенок, услышав музыку, успокаивается.

v    Музыка — крайне важный инструмент для развития ребенка.

v    Музыка влияет на психику и организм человека. Музыка как молитва.

     В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга

  •  Музыка Моцарта является веселой, искрящейся, сообщая такое настроение и детям, и взрослым
  • · Она действует как противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и ненависти
  • · Музыка Моцарта бодрит, радует, улучшает настроение
  • · Научно доказано, что музыка Моцарта помогает усвоению нового учебного материала, более быстрому овладению новыми знаниями, умениями и навыками, в частности, помогает в быстром овладении иностранными языкам
  • · Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
  • · Устраняет страхи, уменьшает тревожность
  • · Является средством профилактики депрессий, уныния, грусти и других безрадостных состояний
  • · Снимает стресс, повышает устойчивость к стрессам
  • · Обладает общеукрепляющим действием
  • · Музыка Моцарта в комплексе с другими педагогическими и психологическими средствами помогает избавиться от заикания
  • · Творения Моцарта формируют у ребёнка оптимистическое мироощущение
  • · Музыка Моцарта восстанавливает физические силы, снимает умственное напряжение, переутомление
  • · Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал
  • · Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям
  • · Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух
  • · Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление путём влияния на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.
  • · Сильным положительным влиянием на работоспособность мозга, по данным исследований, обладает именно музыки Моцарта, и никакая другая
  • · Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.
  • · Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе
  • · Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%.

     Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек».  Об этом говорил  Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»:

«Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль»

Под ритмы музыки так хочется играться,
И танцевать, и просто улыбаться,
А иногда немного погрустить,
Ну, а еще, любить, любить, любить...

С Днем музыки сегодня поздравляю,
Здоровья вам мелодии желаю,
И увертюру счастья в миг услышать,
И позитивом рядом пусть все дышат!

                                   


 Музыка в жизни ребёнка

Консультация для родителей


 

Цель консультации: Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей ребёнка) в вопросах о благотворном влиянии музыки на развитие дошкольников.

Представление о прекрасном в жизни и в искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным для этого этапа в жизни человека комплексный подход в изучении искусств. Есть утверждение, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трём базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетические чувства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни.

Сила музыки заключается в том, что она способна передать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально–психических состояний ребёнка. Детям дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить минорную музыку, ребёнок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает ребёнку осваивать мир человеческих страстей, эмоций, чувств, переживаний. Музыка раскрепощает детей, помогает найти способы конструктивного взаимодействия друг с другом. Особое внимание необходимо уделять изучению и слушанию классической музыки, она благотворно влияет на физиологические процессы детского организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Ритмический рисунок классических произведений оказывает положительное влияние на работу сердечно–сосудистой системы, а значит, и на весь организм в целом. Ребёнок лучше засыпает под звуки классической музыки, а у детей, занимающихся продуктивными видами деятельности, улучшается работоспособность.

Общепризнано: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Информационный фактор представлен в виде музыкального репертуара, выбор которого определяется особенностями культуры каждой семьи. Несомненно и другое: необходимо согласование музыкального репертуара и педагогических действий между родителями и музыкальным руководителем. Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее музыкальное развитие ребёнка. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителей значения музыкального воспитания детей.

Работа с семьёй заключается в музыкальном просвещении родителей и приобщении их к совместной музыкальной деятельности. Каждый день необходимо приобщать ребёнка к музыке, играть с ним, доставлять ему радость. Учите малыша слушать музыку, т.к. это основа музыкального воспитания. Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо развивать музыкальную память ребёнка, способность различать характер музыки, умение слышать изменение силы звука, скорости звучания, учить различать высокие и низкие звуки, воспитывать желание слушать и умение слышать музыку. Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и он просит повторить её ещё и ещё, а также любимые музыкальные инструменты, на которых он с удовольствием играет. Интерес, внимание, любовь к музыке помогают развивать музыкальную память, слух, чувство ритма – основу музыкальности. Очень важно, чтобы ребёнок просил родителей спеть ему ту или иную песенку, повторить ту, которая ему больше всего нравится, подпевал взрослому, играл в игры, в которых звучит музыка. Взрослые порой сами лишают ребёнка радости слышать многие звуки природы, музыки, речи, вырабатывают привычку громко разговаривать, кричать. Крикливая речь и крикливое пение портят голосовой аппарат малышей. Ребёнок громко поёт, даже кричит, голос его дрожит, напряжён, а взрослые поощряют его, радостно хлопают. Похвалили, и малыш старается петь ещё громче, а песни-то уже нет, нет мелодии, он её перекричал и уже не слышит что поёт. Ребёнок не справился с песней не потому, что от природы не музыкален, или ещё мал, это наша громкая речь, оглушительное звучание аудио– и видеотехники научили его механически подражать услышанному и не научили прислушиваться.

Что же происходит, если дома музыка звучит часами? И не только весёлая или грустная, а песни, исполняемые группами в стиле рок, рэп и т.д. – громкие, бравурные, агрессивные и отнюдь не для детей. Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным, агрессивным. Он плохо ест, хуже засыпает. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – ребёнок учится не слышать музыку, не обращать на неё внимание и, как результат, не хочет вслушиваться, а следовательно и понимать «хорошую» музыку. Громкое, продолжительное звучание портит нервную систему малыша, его слух: ребёнок уже не слышит выразительные интонации и нюансы музыки. Так мы с детства приучаем своих любимых малышей к обеднённому восприятию музыкального искусства.

Будьте очень внимательны, когда говорите своему ребёнку: «Слушай музыку!» (Какую, когда, как и сколько?), «Спой песенку!» (Какую, как, когда?) «Попляши!» (Под какую музыку, как, когда, какое настроение у ребёнка, здоров ли он?). Родителям необходимо помнить, что только в сотрудничестве с музыкальным руководителем, педагогами, психологом можно достичь определённого результата в музыкальном воспитании детей, так как оно непрерывно связано с общим развитием ребёнка, научить ребёнка понимать и любить музыку.


Создание домашнего оркестра

Консультация для родителей


Всем известно, что совместное времяпрепровождение в кругу семьи, а, особенно, домашнее музицирование доставляет незабываемую радость, вызывает эмоциональное удовлетворение как у взрослых, так и у детей.

Создание домашнего оркестра будет интересно и родителям, и детям. Конечно же, не в каждом доме имеются настоящие музыкальные инструменты, но это не беда. Можно и  в домашних условиях  изготовить инструменты для оркестра, что, наверняка, превратиться в увлекательный процесс, в котором будут задействованы все члены семьи.

Проявите свою фантазию, воображение, творчество в создании музыкальных инструментов, используйте подручные  средства, бросовый материал. Все, что имеется в вашем доме, может превратиться в инструмент для оркестра.

Не сомневаюсь в том, что в вашем доме найдутся пустые пластиковые бутылки, алюминиевые банки из-под лимонада, контейнеры от  шоколадных яиц «Киндер сюрприз». Все это «богатство» может стать шумовыми инструментами, если наполнить их крупой, суповым горохом, фасолью.

Многообразие  содержимого баночек даст и разное звучание. В итоге мы получим шумовые инструменты- маракасы.

Зайдите на кухню, возьмите кастрюлю, переверните её вверх дном- перед вами ударный инструмент-барабан.

А крышки от кастрюль послужат вам в качестве тарелок.

Не оставляйте  без внимания различные виды бумаги: газетную, тетрадные листы, фольгу, а также, пластиковые пакеты. Если их смять и пошуршать, то получим музыкальные инструменты- шуршунчики.

Деревянные ложки, тоже, придадут вашему оркестру неповторимое звучание и красоту.

А вот, стеклянные стаканы, наполненные водой разного уровня, создадут звуковысотный инструмент – ксилофон, на котором вы с помощью чайной ложки сможете сыграть простейшие мелодии.

С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата и других родственников, ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка; пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле~ко!» и т.д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на компактдиске.

Начиная непосредственно собирать детей в оркестр, необходимо задуматься о распределении между детьми музыкальных партий, учитывая их интересы и способности. Более сложные партии мелодических инструментов можно предложить детям, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, а исполнение ритмического рисунка мелодии доверить детям, имеющим хорошее чувство ритма. 
Игра в оркестре и домашнее музицирование требуют слаженности в исполнении. Дети должны одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечать смену частей и вовремя вступать после пауз, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке.
Исполнительство (игра в оркестре) научит не имитировать действия взрослого, а приобщит вашего ребёнка ко взрослому виду деятельности - игре на музыкальных инструментах.

Уважаемые родители! Вы можете вместе с детьми придумать свои оригинальные музыкальные инструменты.

Дерзайте,  фантазируйте! Желаю Вам творческих успехов!!!

Рекомендуемые записи:

Детские музыкальные сборники:

  • «Русские народные песни для детей»Год выпуска диска: 2004
    Производитель диска: Россия
    Исполнители: К.Конева, Лада Мошарова, Г.Самохин
  • «Музыка и песни из советских мультфильмов»
  • Детский альбом П.И. Чайковского