«Физическое развитие ребенка дошкольного возраста»
Физическое развитие дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, занятий по физическому развитию, подвижных игр, индивидуальной работы по физо, спортивных развлечений и праздников в помещении и на свежем воздухе. Занятия включают обучение основным видам деятельности: ходьбе, бегу, прыжкам, лазанию, упражнении в равновесии, метанию; комплексы общеразвивающих упражнений с различными предметами и подвижные игры. Важное место в работе с детьми дошкольного возраста занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят. Физкультурные занятия приносят детям удовольствие, радость, прибавляют уверенность в своих силах, развивают самостоятельность. Физическое развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования.
Задачи по физическому развитию детей в младшей группе: вести работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности:
- формировать правильную осанку;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- закрепить умение ходить и бегать легко, ритмично, энергично;
- учить ползать, пролезать, подлезать, переползать через предметы;
- учить перелезать с одного пролета на пролет гимнастической стенки;
- учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться в прыжках;
- учить прыгать через короткую скакалку;
- закрепить умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать
мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его двумя руками, кистями рук;
- учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения;
- развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость;
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к
выполнению правил игры;
- во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность,
самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Развивать умение различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести
здоровый образ жизни.
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Подвижные игры с бегом.
«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками.
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
С ползанием и лазаньем.
«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».
С бросанием и ловлей.
«Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание.
«Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры.
«У медведя во бору», «Зайка серенький».
Задачи по физическому развитию детей в средней группе: продолжать воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений, гигиенические привычки и телесную рефлексию: знание своего тела, название его отдельных частей. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, грациозность движений, осознанное отношение к ним:
- формировать правильную осанку;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- закрепить умение ходить и бегать легко, ритмично, энергично;
- учить ползать, пролезать, подлезать, переползать через предметы;
- учить перелезать с одного пролета на пролет гимнастической стенки;
- учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках;
- учить прыгать через короткую скакалку;
- закрепить умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать
мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его двумя руками, кистями рук;
- учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения;
- развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость;
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к
выполнению правил игры;
- во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность,
- самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
- расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма;
- расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни
и факторах, разрушающих здоровье;
- расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека;
- знакомить детей с возможностями здорового человека;
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом;
- знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения и
с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Подвижные игры с бегом.
«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками.
«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
С ползанием и лазаньем.
«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята».
С бросанием и ловлей.
«Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание.
«Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Задачи по физическому развитию детей в старшей группе:
- формировать правильную осанку;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- закрепить умение ходить и бегать легко, ритмично, энергично;
- учить ползать, пролезать, подлезать, переползать через предметы;
- учить перелезать с одного пролета на пролет гимнастической стенки;
- учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках;
- учить прыгать через короткую скакалку;
- закрепить умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его двумя руками, кистями рук;
- учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения;
- развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость;
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к
выполнению правил игры;
- во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья.
Расширять представления о составляющих компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья
человека.
Формировать умение характеризовать свое самочувствие.
Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
Знакомить с историей олимпийского движения.
Спортивные игры
Городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола, элементы хоккея.
Подвижные игрыс бегом.
«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».
С прыжками.
«Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С лазаньем и ползанием.
«Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
С метанием.
«Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Эстафеты.
«Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «За-брось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования.
«Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».
Задачи по физическому развитию детей в подготовительной группе:
- формировать правильную осанку;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- закрепить умение ходить и бегать легко, ритмично, энергично;
- учить ползать, пролезать, подлезать, переползать через предметы;
- учить перелезать с одного пролета на пролет гимнастической стенки;
- учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться в прыжках;
- учить прыгать через короткую скакалку;
- закрепить умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его двумя руками, кистями рук;
- учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения;
- развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость;
- учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к
выполнению правил игры;
- во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Расширять представления детей о рациональном питании, объем пищи,
последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Формировать представления об активном отдыхе.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе
закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Спортивные игры
Городки.
Бросать биты сбоку, от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.
Элементы баскетбола.
Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаться в разных направлениях.
Элементы футбола.
Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Элементы хоккея
Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками.
Бадминтон.
Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки, через сетку.
Элементы настольного тенниса.
Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать
мяч через сетку после его отскока от стола.
Подвижные игры
С бегом:
«Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».
С прыжками.
«Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей.
«Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем.
«Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты.
«Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования.
«Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?».
Народные игры.
«Гори, гори ясно!», лапта.
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.