Почему речь формируется с задержкой
Речь формируется в первые годы жизни. Степень ее развития зависит о многих факторов: от особенностей самого ребенка, социальной среды, пола, отношений с родителями, физиологических особенностей и т.д.
Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.
Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.
И так разберёмся почему речь формируется с задержкой.
На развитие речи влияют несколько факторов, которые делятся на внутренние и внешние.
К внутренним факторам относят:
1) некоторые наследственные болезни (глухонемота, патологии ротовой полости, наследственная задержка речи, эпилепсия, судороги, мигрени, аллергии, алкоголизм родителей, склонность к суициду родителей или родственников, умственная отсталость, заикание и др.);
2) особенности протекания беременности (токсикоз беременных, тяжелые роды, кровоизлияния в мозг, недоношенность и др.);
3) наличие гипоксии внутриутробной и родовой (кислородное голодание);
4) наличие определенных болезней у ребенка (психические нарушения, заболевания эндокринной системы, заикание и др.);
5) пол ребенка (спорный фактор, педагоги склоняются к тому, что мальчики начинают говорить позже, однако официальная медицина спорит по этому поводу);
6) ребенок - левша или правша (Некоторые авторы связывают ЗРР с левшеством. Недаром, правое и левое полушарие отвечают за те или иные функции рук, ног, памяти, мышления. И если наше общество, в основном, рассчитано на большинство, то есть праворуких, то леворуким приходится помимо осознания действительности еще перенести действия правой руки на левую. Вследствие чего происходит задержка как с действиями, так и с их озвучиванием);
7) личные особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик; тип ребенка по восприятию окружающего мира - визуал, аудиал, кинестетик и др.).
То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство.
К внешним относятся следующие факторы:
1) стрессовые ситуации;
2) присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей);
3) билингвизм семьи; (двуязычие)
4) смена места проживания, детского сада и др.
5) недостаточное общение ребенка со своими родителями.
6) завышенные требования к ребенку
Так же важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляются повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функции даже при воздействии не значительных факторов.
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.
- Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этот период, могут отразиться на развитии речи ребенка.
- Второй (3года), когда интенсивно развивается связная речь и происходит от ситуационной речи к конкретной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к различным нарушениям.
- Третий (6-7 лет) начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно.
Виды речевых нарушений.
Все виды речевых нарушений делятся на две большие группы, нарушение устной речи и нарушение письменной речи.
Нарушение устной речи.
Психолого-педагогическая классификация |
|||
Нарушение средств общения |
Нарушение в применении средств общения |
||
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
Общее недоразвитие речи |
Заикание |
Коммуникативные дефекты |
ФФН –это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся: дети с норм. слухом, интеллектом и зрением. Дефекты фонематического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в следующим: -нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких, тв-мягких, л-р и других; -неподготовленность к элементарным формам зрит. анализа и синтеза; -затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи. Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к след. характ. проявлениям: -замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).; -искаженное произношение одного или нескольких звуков; -наличие диффузной арт. зв., заменяющей целую группу звуков; -нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произн. изолир., в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно). |
ОНР –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и зв. стороне. Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм. слухом и зрением) характерно: -позднее начало развития речи; -скудный словарный запас; -аграмматизмы; -дефекты произношения и фонемообразования; -в зависимости от степени сформированности речевых факторов у ребенка. 3 уровня выделили Роза Евгеньевна Левина. 1 УРОВЕНЬ. Акт. словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. 2 УРОВЕНЬ. Ограниченный запас общеупотребляемых слов, используемых в речи простых предложений из 2-3 слов с грубыми аграмматизмами (несоглас. в роде, числе и т.д.) 3 УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограмматическим и фонетикофонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца. Нарушена структура слов, постановка. 4 УРОВЕНЬ. (НВ ОНР) Речь является средством общения, но имеются элементы недоразв. речи, как в произн. стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ - разде́ли). Не всегда правильно ставит паузы, в словаре нарушена. звуко-слоговая структура слова, но более сложно. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д. |
ЗАИКАНИЕ – это нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи, при правильно. сформированных средствах общения. |
Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с ффн и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка. Здесь должен осущ. сугубо индивидуальный подход, основным принципом которого является НЕ НАВРЕДИ НИ РЕБЕНКУ, НИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ. Учитывается и уровень развития речи ребенка, и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-пед. комиссия, которой д.б. представлены документы, достаточно дающие принять правильное решение. |
Основными направлениями коррекции при нарушении формировании речи у детей являются:
- Логопедическая помощь
- Психолого-педагогическая помощь
- Медикаментозная помощь
- Психотерапевтическая помощь
Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействий и преемственность работы специалистов различного уровня (врачей, логопедов, дефектологов, и конечно родителей).
Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Всего вам доброго!