Артикуляционная гимнастика вместе с мамой.


У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Самым подвижным органом  является язык. Он состоит из корня, спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка. Наибольшей подвижностью обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы -при произношении звуков {с,з,ц}, подниматься  за верхние зубы –при произношении звуков {т,д н}, прижиматься к альвеолам ( «бугорки» за верхними, передними зубами)-при произношении звука {л}, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха при произношении звука {р}.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку  (при звуке {у}), округляться (при звуке {о}), обнажать верхние и передние зубы ({И,С,З,Ц,Л}), слегка выдвигаться вперёд ({Ш,Ж}), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы будут достаточно подвижны. А работа- координирована.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.



Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой, чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, необходимо намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Улыбка.
    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  3. Хоботок (Трубочка).
    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
  4. Улыбка - Трубочка.
    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    5. Пятачок.
    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    6. Рыбки разговаривают.
    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    7. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
    8. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
  5. Недовольная лошадка.
    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.


Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
    2. Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
    3. Голодный хомячок.
    Втянуть щеки.
    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Статические упражнения для языка

1.Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

  1.  Часики (Маятник).
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
    2. Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
    3. Качели.
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
    4. Футбол (Спрячь конфетку).
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
    5. Чистка зубов.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    6. Катушка.
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
    7. Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
    8. Гармошка.
    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
    9. Маляр.
    Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
    10. Вкусное варенье.
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
    11. Оближем губки.
    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Здесь представлены некоторые упражнения, которые вы можете выполнять дома.

Если ваш малыш испытывает трудности при выполнении упражнений, обратитесь к логопеду за консультацией.

Желаю удачи!