Печать

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ


 

Уважаемые родители! В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от готовности ребенка к школе.

Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет. Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.

Каковы же они – наши будущие первоклассники- мы с Вами рассматривали в предыдущей консультации «Возрастные особенности детей 6 лет».

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, остается любимым.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед.

Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Совместные занятия ребенка с взрослым, включающие познавательные элементы, – это основное средство восстановления учебной мотивации (взрослый стимулирует познавательный интерес у ребенка). Но не стоит давить на ребенка, т.к. это может отбить желание учиться вовсе. Предлагаю примерный перечень игр упражнений и игрушек, который поможет будущему первокласснику на пороге школы психологически подготовиться к обучению.

Развитие общего кругозора

  1. Для развития знаний о себе. Конструктор «Дом» собирая с ребенком из конструктора дом спросить его домашний адрес, кто в нем живет и т.д. Игра «Семья»- ребенку предлагается рассказать о своей семье. «История города»- чаще рассказывайте детям о истории нашего города.
  2. Для того, чтобы ребенок знал названия видов транспорта и умел их различать используйте домино «Транспорт», конструктор «Транспорт», «Мир в картинках» (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт).
  3. Для того, чтобы ребенок был знаком с наиболее значимыми профессиями, используйте рассказы по картинкам «Профессии», «Набор парикмахера», «Набор доктора», игра «Спасатели», «Пожарная станция».
  4. Чтобы ребенок мог различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания предлагайте ему игры «Корзинка с фруктами и овощами», набор «Фрукты», набор «Овощи», «Лесные ягоды», «Ботаническое лото», «Аскорбинка и ее друзья», «Пирамида здоровья».
  5. Для того, чтобы ребенок мог различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал используйте игры «Форма», лото «Геометрические фигуры», «Цветная геометрия», «Квадраты», «Геометрические формы».
  6. Лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение.

Развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга)

1.Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины, можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  1. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  2. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  3. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  4. Конструирование.
  5. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  7. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  8. Всасывание пипеткой воды.

10.Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

11.Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

12.Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите детей всему, что умеете сами!

13.Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.

  1. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

15.Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

16.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Тренировка памяти

Игра «Сложи узор». Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех- четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Развивающая игра «Угадай, что исчезло». Выложить перед ребенком 3 – 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти – 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Игра «Запрещённые движения». Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.

Игра «Художник». Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Игра «Цепочка действий». Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола". Если он запутался, кладет фант.

Игра «Я положил в мешок». В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Тренировка внимания

Игра «Что нарисовано?» Ребенку дается рисунок с наложенными друг на друга изображениями домашних животных. Необходимо их назвать.

Игра «Выполни по образцу» Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Игра «Найди отличия» Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на верхней картинке и нет на нижней.

Игра «Посчитай» Ребенку показывается картинка и произносится инструкция: «Помоги цыпленку найти всех червячков и посчитай их».

Игра «Найди пару» Ребенку на картинке надо найти пару одинаковых предметов.

Игра «Раскрась вторую половину» Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Тренировка мышления

Игра «Логические цепочки» Ребенок должен провести логическую цепочку от одной картинке к другой.

Игра «Назови одним словом» Ребенку показывают серию картинок, которые он должен назвать одним словом.

Игра «Классификация». Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Игра «Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Игра «Нелепицы» Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Развитие коммуникативных и социальных навыков – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально- нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками

  1. Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
  2. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
  3. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
  4. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
  5. В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
  6. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

Подготовьте ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытайтесь научить его простым правилам детского общежития.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно. Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
    2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
    4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
    5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
    6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
    7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
    9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
    10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
    11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
    12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
    13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
    15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
    16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
    17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Подготовила педагог-психолог Самохвалова Татьяна Викторовна

 

Просмотров: 3412